Развитие внутреннего Взрослого состояния для эффективного взаимодействия с реальностью. Именно такой была тема по одной из зачетных работе в институте ЭОТ. Обучаясь на курсе, столкнулась с тем, что многие коллеги всё еще не смогли вырастить свою взрослую часть и ими продолжает руководить Внутренний ребенок. Они отличались от более зрелых коллег повышенной эмоциональностью, излишней болтливостью и бесконечными слезами.
В детстве, многие мечтают поскорее повзрослеть в надежде на то, что многие вещи или действия станут доступнее — знакомо? Степень взросления определяется по внешним факторам или документам подтверждающим факт взросления. И мечта вроде как становится реальностью, когда вчерашний ребенок может сказать, смотри я взрослый, у меня есть паспорт, я окончил школу, стал выше своих родителей, окончил школу и тд. Всё это косвенно указывает на факт взросления, но является ли таковым на психологическом уровне? Действительно ли отметка в документах 18+ показатель того, что человек психологически её достиг?
Не стоит путать физиологический процесс взросления с состояниями в которых по Э. Берну мы все пребываем в разные промежутки времени. Все три состояния существует внутри одновременно, Взрослый, Родитель, Ребенок — как понять какое состояние является ведущим?
- Состояние Родитель — это чаще скопированные шаблоны поведения и реагирования у родителей или других фигур (родственники, учителя, воспитатели и тд). Часто критика, позиция делай то, что нужно.
- Состояние Ребенок — внутренняя реальность человека зафиксированная, но не осмысленная. Из этого состоянии невозможно принимать взвешенные решения и брать на себя ответственность за происходящее.
- Состояние Взрослый — это непосредственное реагирование на ситуацию здесь и сейчас. Из этого состояния человек опирается на самого себя. Это способность не сливаться с происходящим и не поддаваться на эмоции.
Существуют определенные критерии, которые могут подсказать, действительно ли человек ментально стал взрослым. Некоторые из них:
- Взрослый берет ответственность за свои поступки, успех и ошибки, не перекладывает вину на родителей, друзей, начальство. Если вы всё еще считаете, что не умеете рисовать потому что в детстве, вас не отвели в художественную школу — это показатель того, что в вас говорит внутренний ребенок который всё еще живёт в ожидании, что кто-то отведет его за ручку. Взрослый знает он может выходить за пределы привычного и получать новый опыт не спрашивая разрешения.
- Взрослый принимает самостоятельные решения полагаясь на собственное мнение интуицию и опыт. Можно посоветоваться и спросить экспертное мнение — но решение должно быть самостоятельным. Не важно, верное оно или нет. Главное не боятся делать свой осознанный выбор. Внутренний ребенок способен генерировать творческие идеи, но далеко не всегда способен реализовать их, так как ему требуется разрешение. Взрослый же по сути является Творцом.
- Взрослый — это знать что ты хочешь и уметь к этому прийти. Здесь не работает принцип делаю что хочу. Это про распознавание истинных экологичных потребностей, ценностей и умение отказаться от ставшего лишним.
- Взрослый когда его критикуют не обижается, не играет в «молчанку». А спокойно воспринимает критику в свой адрес, ведь это повод посмотреть на себя со стороны. Возможно, где-то можно согласиться, Да, я такой. При этом в случае необходимости Взрослый готов аргументировать почему он не согласен с неверным мнением.
- Взрослый не считает себя исключительным и идеальным. Он помнит о том, что все мы состоим из положительных и отрицательных качеств. При этом он умеет использовать свои сильные стороны и управлять слабыми так как хорошо себя знает. Принимает себя как совокупность этих характеристик не исключая те, которые по его мнению к нему не относятся но по факту имеют место.
- Взрослый умеет мотивировать себя, распределять отдых и работу. Не работает до изнеможения, не валяется на диване часам. Он ставит посильные задачи и не ждет, когда кто-то напомнит о их выполнении.
К развитию Взрослого состояния для эффективного взаимодействия с реальностью прийти не так просто. У кого-то выходит на первый план Внутренний ребенок, у кого-то Родитель. Только научившись осознанности можно отслеживать эти состояния. Дорога к развитию состоянию Взрослого это маленькие шаги: — научиться уважать чужие границы и отстаивать свои, и говорить нет; — принять, что мир несовершенен и не вращается вокруг одного человека;
— давать себе право на ошибку и допускать, что все люди ошибаются;
— признать тот факт, что у каждого человека есть своё мнение; — повышать свой интеллект (эмоциональный, ментальный, межличностный и другие).
Закончить вуз, создать семью, построить дом — это ещё не взрослость. Взрослый — это прежде всего, ответственность, которая проявляется в разных категориях жизни. «Не ждите чуда – чудите сами! Плывите в море под парусами! Летайте в небе свободной птицей. Не говорите: Всё небылицы!» — Л. Баженова.